Москва
Ваш город Москва?
Имя
Телефон
Комментарий
Проверочный код (изображение)
Контактная информация
г. Москва

Варшавское шоссе, д. 47 корпус 4 помещение 19

Интервью с капитаном Евгением Шкарубой: 3000 километров по старинному морскому пути с вещами DexShell

Мы гордимся тем, что наша продукция помогает исследователям и путешественникам в их самых смелых проектах. В этом интервью мы поговорили с Евгением Шкарубой — капитаном, исследователем и руководителем верфи «Товарищество поморского судостроения». Команда Евгения организовала уникальную экспедицию по маршруту Мангазейского морского хода — древнего морского торгового пути, который пролегал от устья Северной Двины до ныне не существующего города Мангазея.

Евгений рассказал, зачем нужна была эта экспедиция, как она проходила и как помогли носки и перчатки DexShell, когда экипажу пришлось вручную тянуть судно в холодной воде реки Таз.

Карбас «Матера»

«На Байдарацкой губе нас на целую неделю заперло льдами. Мы пробивались через них, пережидали шторма, ждали погоду. Иногда приходилось идти на веслах, иногда под парусом. Вся экспедиция заняла 2,5 месяца, а маршрут протяженностью 3000 километров был разбит на 5 этапов — с разными экипажами, которые менялись на протяжении пути».

— Как родилась вообще идея экспедиции? Почему именно такой маршрут выбрали?

— С 2019 года мы реализуем разные проекты на территории Архангельской области, посвященные народному судостроению, морской культуре Поморья. За это время мы построили 10 карбасов — это поморские лодки. Один из них, карбас «Матера», мы построили по старинной технологии. На нем мы и прошли по Мангазейскому ходу.

Мы занимаемся сбором разной информации о различных типах лодок, изучаем их, оцифровываем, изучаем историю. И пришли к тому, что поморское судостроение сыграло важную роль в освоении Сибири. Если бы у нас не было такого развитого судостроения в XV-XVII веках, то мы не смогли бы так быстро покорить Сибирь. Тот же традиционный карбас быстро строится и быстро готов идти по воде.

Это глобальная история, это часть истории России в эпоху Великих географических открытий. Тогда всего за 70 лет была присоединена и освоена огромная часть зауральской территории современной России.

— То есть, цель экспедиции — привлечь внимание к этим историческим событиям?

— Да, вы правильно сказали. Наша цель — рассказывать и показывать, чтобы как можно больше людей узнали об этих событиях. Мы также собрали данные для научных исследований.

Теоретических знаний накоплено много, но практическое плавание, подобное нашему, не проводилось в обозримом прошлом. До нас была экспедиция на карбасе «Шелья» в 1967 году, но они в основном шли на моторе. Наш опыт оказался более целостным.

Что касается карбасов, важно уточнить: карбасы в Сибири использовались как вспомогательные лодки при больших судах, таких как кочи. Когда крупное судно не могло причалить к берегу, пересаживались на карбас и добирались до берега.

Про кочи мы, к сожалению, знаем немного. Их перестали строить в XVII веке. А вот карбасы продолжают строить до сих пор. Мы выбрали карбас для нашего проекта, чтобы не усложнять, но при этом сделать научный опыт убедительным.

— То есть это все еще распространенный тип судов?

— Карбас — это единственное морское судно поморов, которое сохранилось до наших дней, поэтому для проекта мы выбрали именно его. Мы построили его с использованием совсем старой технологии — шитья вицей. Так сейчас не строят. Конструкция осталась та же, но соединения сейчас делают из медных или железных заклепок.

— Как проходило само путешествие?

— Мы постарались максимально повторить технологии, которые использовали первопроходцы. Например, прошли волока — это когда нужно перетащить судно по суше, переходя из одного моря в другое. Это тяжелая работа, но важная часть экспедиции.

На Байдарацкой губе нас на целую неделю заперло льдами. Мы пробивались через них, пережидали шторма, ждали погоду. Иногда приходилось идти на веслах, иногда под парусом. Вся экспедиция заняла 2,5 месяца, а маршрут протяженностью 3000 километров был разбит на 5 этапов — с разными экипажами, которые менялись на протяжении пути.

Один раз наш катамаран перевернулся, но экипаж справился. Найдено немало интересных артефактов, которые мы позже показали на выставке. Путешествие получилось действительно большим и насыщенным — много работы, много впечатлений, много приключений.

— Расскажите о взаимодействии с местными во время путешествия. Как они восприняли проект?

— Пока мы шли к Мангазее, мы встречались с местными жителями, школьниками. Мы рассказывали о том, как была открыта Сибирь, о Мангазейском ходе — старинном торговом пути, о котором сейчас даже жители тех мест знают мало. Показывали фотографии, презентации, объясняли, как строился наш карбас, описывали маршрут. Старались передать, что двигало людьми, которые отправлялись в Сибирь: их цели, мечты, зачем они отправлялись в такие дальние и опасные путешествия.

Встреча с местными жителями в поселке Амдерма

После лекций часто начинался живой диалог: люди делились историями, задавали вопросы, рассказывали то, что слышали от предков. Это был настоящий культурный обмен.

— Как вы готовились с точки зрения снаряжения и экипировки? Это же не просто в поход сходить на пару дней.

— По нашей концепции с исторической точностью мы реконструировали только судно. То есть мы строим карбас по старой технологии, но все остальное — одежда, связь, палатки, системы безопасности — мы старались использовать самое современное и надежное.

Прошлой весной мы приехали в Москву на выставку «Охота и рыболовство на Руси» и рассказали там о своем проекте. В итоге несколько компаний согласилось с нами сотрудничать и помогли с экипировкой. Это были фирмы, занимающиеся туризмом, рыбалкой, яхтингом.

Благодаря этому у нас было хорошее снаряжение: качественная одежда, палатки, трекер, который показывал наше местоположение в реальном времени. Мы постарались максимально серьезно подойти к подготовке.

«Приходилось постоянно заходить в воду по пояс, чтобы обходить коряги. У нас была специальная обувь, а под нее мы надевали носки от DexShell. Это очень помогло. Ноги не мерзли, потому что носки сохраняли тепло. Это было особенно важно, когда ты постоянно находишься в холодной воде».

— А как вы узнали про DexShell? Вы с уже были знакомы с брендом или познакомились на выставке?

— Мы знали, что существует такое снаряжение. А познакомились с представителями DexShell как раз на той самой выставке весной. Рассказали о проекте, что у нас будет экспедиция, где будет много сложных условий, связанных с водой и холодом. В итоге договорились, что компания предоставит нам снаряжение.

Участник экспедиции в шапке DexShell Beanie Gradient

— Были ли какие-то ситуации в экспедиции, когда выручил DexShell? Спас от переохлаждения или промокания?

— Да, конечно. Например, когда мы тянули карбас бечевой по реке Таз. Мы шли против течения около 300 километров. Это была настоящая тяжелая работа. У Репина есть картина «Бурлаки на Волге» — мы шли примерно также.

Приходилось постоянно заходить в воду по пояс, чтобы обходить коряги. У нас была специальная обувь, а под нее мы надевали носки от DexShell. Это очень помогло. Ноги не мерзли, потому что носки сохраняли тепло.

На Канинском волоке у нас перевернулся катамаран — пришлось долго находиться в холодной воде. Благодаря носкам и перчаткам нам было комфортно даже в таких экстремальных условиях.

— Как вы оцениваете долговечность продукции? Вы ведь прошли 3000 километров. Она выдержала?

— Да, выдержала. Она оказалась очень прочной. Мы не использовали ее все время — только тогда, когда нужно было работать в воде. Но в этих моментах она полностью оправдала себя. К концу экспедиции все осталось в рабочем состоянии. Это качественная продукция, и мы рады, что у нас она была.

— Может быть, у вас есть какие-то пожелания или идеи по улучшению продукции?

— Знаете, я не могу сказать, что мы как-то сильно погружались в тонкости. Это был наш первый опыт использования такого снаряжения. Пока у меня нет пожеланий по улучшению, потому что для нас этот был первый опыт, но успешный. Думаю, в будущих экспедициях мы еще поработаем с этой продукцией и сможем дать более конкретную обратную связь.

— То есть, вы планируете использовать DexShell и в следующих экспедициях?

— Да, конечно. Мы будем брать это снаряжение с собой. Оно показало себя с лучшей стороны, и мы рассчитываем на него в будущем.

Евгений делится впечатлениями о носках DexShell.

На видео утепленная модель DexShell Thermlite. Для прохождения реки вброд есть модель, которая больше подходит для этих целей — DexShell Wading Pro. У нее есть специальный герметичный манжет, который не дает воде переливаться через край внутрь носка.

— Немного хочу поговорить об итогах экспедиции. Удалось ли достичь целей проекта в целом?

— Мы сняли фильм «Песнь странствий», его можно посмотреть на Кинопоиске. Провели выставку в Музее Москвы, на которой показывали фотографии с экспедиции.

Мы надеемся, что у нас появятся средства, чтобы продолжить путь. В этот раз мы дошли до Мангазеи, но хочется пройти весь маршрут первопроходцев — дойти до Тихого океана. Где-то по Северному морскому пути, где-то по сибирским рекам. Возможно, уже не на карбасе, а, например, на коче.

Сейчас мы вернулись и разбираем накопившиеся за лето дела. Собранные данные — ценный научный материал, который будет полезен теоретикам, изучающим судостроение и историю освоения Сибири.

«Сейчас формируется новый жанр туризма: путешествия, совмещенные с просветительской деятельностью. Мы работаем на местах, общаемся с людьми, собираем материалы, а затем превращаем их в выставки для столичной аудитории».

— Можете подробнее рассказать про выставку? Что там было представлено? Понравилось ли посетителям?

— Там были выставлены фотографии с экспедиции и сам карбас. Выставка получила широкое освещение: о нас рассказывал канал «Культура», я выступал на радио.

Мы сделали акцент не на красивых пейзажах, а на работе экипажа. На фотографиях показано, как мы гребли, шли под парусом, тащили карбас, прорубались через льды. Мы рассказали обо всех этапах. Например, как строился карбас, как проходили Белое море, Канинский волок, как мы поставили поморский крест (деревянный крест, который устанавливали поморы, служивший навигационной меткой, символом веры и оберегом для путешественников — Прим. ред.)

Зал был большой, а публика — очень неравнодушной. Даже сотрудники Музея Москвы, кажется, были приятно удивлены. Мы получили много хороших отзывов.

Фото: пресс-служба Музея Москвы

Для нас это был пробный шаг, но я уверен, что мы продолжим развивать это направление. Сейчас формируется новый жанр туризма: путешествия, совмещенные с просветительской деятельностью. Мы работаем на местах, общаемся с людьми, собираем материалы, а затем превращаем их в выставки для столичной аудитории.

Эта работа направлена на популяризацию истории нашей страны. Это очень патриотический проект, который рассказывает о том, как строили лодки, как на них отправлялись в путь, какие инструменты использовали. Мне кажется, это правильно — рассказывать об истории своей страны так, чтобы это было интересно людям.

— А как вы сами считаете, удалось заинтересовать публику? Повлиял ли ваш проект на популяризацию культуры Русского Севера и его истории?

— Знаете, у меня ощущение, что мы стартовали вообще с минусовой точки. Об этом ничего не знают. Ничего.

Пока мы не достигли масштаба, чтобы все знали о Мангазейском ходе, но заложили яркое начало, которое можно развивать. Поморы совершали великие открытия: они освоили Северный морской путь, открыли пролив между Евразией и Америкой, Антарктиду. В XVI веке европейцы пытались пройти этим путем, но все их экспедиции заканчивались неудачей. Наши же моряки дошли до Тихого океана, а дорога в Мангазею стала регулярной.

Об этом важно рассказывать, снимать фильмы, писать книги. Мы планируем развиваться дальше.

— Расскажите, что будете делать с карбасом?

— Мы продолжим плавание. Теперь уже начнем из Москвы и дойдем до Архангельска. Мы пойдем по Волге, через Онегу, по Вологодским озерам. Продолжим рассказывать о проекте, выступать. Планируем провести выставку в Архангельске. А там посмотрим, что будет дальше.

Такие проекты, как Мангазейский морской ход, вдохновляют исследовать мир и открывать забытые традиции. Хотите узнать больше о работе «Товарищества поморского судостроения» и их будущих путешествиях? Загляните на официальный сайт.

Если вы ищете качественные носки, перчатки и шапки для для своих приключений, обратите внимание на продукцию DexShell. Водонепроницаемые аксессуары, которые помогли команде Евгения Шкарубы пройти 3000 км по арктическим водам, точно справятся и с вашими задачами. Переходите в каталог, чтобы узнать больше и подобрать что-то для себя.

Товары из новости
WhatsApp